|
|
М16
|
|
|
М17 (Австрийский)
1917 году в Австрии, вводится стальной шлем
получивший название - "Stahlhelm 1917". Внешне он почти не отличался от
германского М16, так как при его создании был использован опыт и
разработки Германии. Первая партия стальных шлемов, которая была заказана
в Германии, поступила в австрийские войска в середине 1917 г.
Австрийский шлем от германского М16 отличала более прямая боковая
линия. Подшлемник состоял из трех двойных кожаных язычков, к которым с
обратной стороны были прикреплены амортизационные подушечки набитые
конским волосом. В верхней части кожаные язычки подшлемника скреплялись
шнуром. Кожаные язычки подшлемника крепились к кожаному, а позже
металлическому обручу, который в свою очередь крепился к шлему, так же как
и М 16 с помощью трех клепок. Подбородочный ремень на
австрийском шлеме, в отличие от германского, в целях удешевления
производства, изготавливался из ткани и состоял из двух частей. Крепление
подбородочного ремня на австрийском шлеме так же отличалось от крепления
подбородочного на германском шлеме М 16. В австрийской модели обе половины
подбородочного ремня крепились с помощью прямоугольных колец, которые
крепились с помощью отдельных деталей, приклепанных к шлему. Длинна ремня
регулировалась с помощью застежки. С правой и левой
стороны, так же как и на германском шлеме, располагались вентиляционные
отверстия, выполнявшие двойную функцию: во-первых - непосредственно
вентиляция, а во- вторых - использовались для крепления бронепластины, (на
небольшой цилиндрической надставке). Бронепластины имели специальные
канавки, которые вставлялись в выступающие надставки вентиляционного
отверстия и закреплялись кожаным ремешком, опоясывавшим шлем. Как правило,
бронепластины использовались только часовыми, так как имела достаточно
большой вес и постоянное ее ношение было утомительным До
окончания Первой мировой войны австрийские шлемы окрашивались в светло
каштановый цвет иногда на шлем наносился камуфляж. В результате
понесенного поражения в Первой мировой войне по условиям Версальского
договора Австрии было разрешено иметь небольшую армию численностью до
30000 человек. После распада Австро-Венгерской Империи, австрийская армия
экипировалась шлемами М 17, которые стали окрашиваться в серый или
серо-зеленые цвета. После прихода в 1933 году к власти в Германии Гитлера
и заключения союза между двумя странами австрийские шлемы стали
использовать в германской армии с нанесением на них германских
декалей.
|
|
|
|
М35
Стальной шлем образца 1935 года был создан
в процессе модернизации шлемов периода Первой мировой войны, все еще
использовавшихся германской армией. Помимо того, что новая модель являлась
более упрощенной, она также соединила в себе различные системы
подшлемников. Характерной чертой M 35 являлся завальцованный край
основания шлема. Кроме того, вентиляционные отверстия с обеих сторон шлема
изготавливались, как отдельная деталь (заклепка с отверстием), в отличие
от более поздних шлемов, в которых вентиляционные отверстия штамповались.
Форма шлема M35 более овальна (от лобовой до задней части) по сравнению с
более округлой формой шлемов модели M40 и M42. Это незначительное различие
незаметно, до тех пор, пока шлем М 35 не встает в один ряд с более
поздними моделями. Вес М35 составлял примерно 1300 гр.
М35 имел стандартный подшлемник образца 1931 г. Данный тип подшлемника
устанавливался на все германские шлемы, выпускавшиеся немецкой
промышленностью на протяжении 30-х - 40-х годов, в том числе и на шлемы
периода Первой мировой войны, которые так же использовались в немецкой
армии. M35 окрашивался матовой гладкой краской, с правой
стороны на шлем наносилась декаль с германским триколором, а с левой
наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Крегсмарин, СС и полиции в
зависимости от принадлежности к тому или иному роду войск. С 1940 г. М35
выпускался с одной декалью, указывающую на войсковую
принадлежность.
|
|
|
|
|
М40
Реалии начавшейся войны и ощутимая нехватка
ресурсов вынудили германское руководство производить шлемы с более низкой
себестоимостью. Производство шлемов модели М40 было менее технологично,
чем производство предыдущей модели М35. Для М40 характерны, так же как и
для М35, завальцованные края основания шлема. Именно из-за этого М40 часто
принимают за шлем модели M35. Основное отличие между этими двумя шлемами
заключается в вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без
установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Такой
способ производства позволил сократить количество операций необходимых для
изготовления шлема, что являлось немаловажным фактором эффективности
производства в военное время. В связи с упрощением процесса изготовления
шлема, небольшое изменение претерпела и форма шлема, которая стала более
округлая, чем у М35. Шлемы модели М40 окрашивались в
стандартные цвета и имели, как правило, одну декаль, указывающее на
принадлежность к соответствующим родам войск, за исключением шлемов СС,
некоторые из которых могли по прежнему иметь две декали.
|
|
|
|
М42
Шлем модели 1942 г. наиболее
распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в
течение Второй мировой войны. Их выпуск осуществлялся с 1942 по 1945 год.
Шлем модели М 42 был упрощенной версией модели М40.
Отличительной чертой данного шлема является то, что край основания шлема
не завальцовывался, а оставлялся острым. Эта особенность продиктована
необходимостью упрощения и удешевления технологического процесса по
изготовлению шлема. Кроме того, на шлемы М42 перестали наносить декали,
хотя на ранних выпусках этого шлема иногда наносились декали Вермахта,
Люфтваффе, Кригсмарин, СС и полиции. В этой модели шлема
устанавливался стандартный подшлемник образца 1931 г. Окрашивался шлем,
как и предыдущие модели, стандартной фабричной краской зеленого цвета и
уже в боевых условиях шлем перекрашивался либо на него наносился
камуфляж.
|
|
| Германский шлем с эмблемой
полицейской службы. |
|
| Каска стальная для
парашютно-десантных войск |
|
| Каска "ЛЮФТШУТЦ" |
|
|